Vete® (veter_r_r) wrote,
Vete®
veter_r_r

Почему Uber. Часть 1.

Пришла беда, откуда не ждали. Всего через три месяца после запуска премиального UberBlack в Минске стартовал более доступный UberX, всколыхнув уютное болотце минского такси. Это кстати рекордные сроки, обычно между стартами разных вариантов службы проходит до года, а кое-где служба так и ограничивается вариантом Black. Давайте разбираться, чем это грозит городу, пассажирам, таксистам и нашей стабильности.
Uber, SF Pride 2015
Начнем с того, что особых претензий к минскому такси у меня давно уже нет. Старая школа минских уксусов постепенно сдает позиции, а новое поколение удивительно похоже на людей с нормальными относительно машинами и достаточно адекватными манерами. Тем более после открытия бюджетного 152, весь страх и ужас такси ушел туда, освободив место в других службах для более приличных вариантов. Поэтому если вы хотите насладиться старым добрым минским такси на убитой машине с шансоном и ценником от балды, то это вам или в 152 или поймать машину на улице. Если же вы вызываете машину через диспетчера, то скорее всего поездкой останетесь в целом довольны. Зачем же нам нужен еще и какой-то Uber и есть ли в нем какой-то смысл вообще?
Так вот, если с минским такси у меня опыт скорее положительный, какой-то мрак встречался давным уже давно, то с Uber опыт был сугубо отличный. То есть настолько, что придраться просто не к чему, разве что к звонкам из Белгазпромбанка, который после поездок звонил уточнять, действительно ли я трачу деньги с карточки на поездки на Uber за пределами Малиновки. При этом входящие звонки стоили сравнимую со стоимостью поездок сумму, чем сильно меня раздражали, но это ни в коем случае не вина перевозчика.

Так как служба для Минска совсем еще новая, стоит чуть-чуть остановиться на том, что же это вообще такое и в чем отличие от традиционных такси. Uber позиционирует себя не как такси в принципе, а как сервис личного водителя со своим авто для каждого. И в принципе в этом что-то есть. Итак, если вы хотите попасть из точки А в точку Б (а как правило такси нам нужно именно для этого) вы просто нажимаете на своем смартфоне точку А и точку Б, видите через какое время прибудет ваша машина, выходите из дома, садитесь в эту самую машину, едете в точку Б, говорите там "Спасибо" (это обязательное условие) и выходите. Все. Этап дозвона в диспетчерскую, поиск машин, уговоры водителя все-таки проехать в соседний квартал за заказом, долгий и утомительный торг с совестью за округление показаний счетчика или одометра, пересчет наличных и поиск сдачи остается где-то за кадром, потому что общение с водителем берет на себя тоже смартфон, а денежная транзакция проходит с заранее привязанной карты, о чем вам придет квитанция на электронную почту. Полная прозрачность и минимизация человеческого фактора. Совсем от него отказаться пока нельзя, но вот когда Google доведет до ума свои автономные машины без водителя, вероятно и совсем от людей в сервисе избавятся.

В чем тут основное удобство? В предсказуемости прежде всего. Обращаясь к приложению, вы почти наверняка представляете, что получите в результате, причем в любом городе, в котором работает Uber, начиная от Сан-Франциско, заканчивая глухими азиатскими провинциями. Ну про провинции я загнул, будучи мировой корпорацией с миллиардной стоимостью, Uber пока не лезет в глушь, как правило ограничиваясь столицами и крупными городами, то есть работая там, где есть хороший рынок как с точки зрения пассажиров так и водителей. К слову, для некоторых стран Азии работает вариат с оплатой сервиса наличными, поэтому в теории никто не мешает включить такой способ оплаты и в Минске для консерваторов. И тогда при заказе вы сможете выбирать, оплачивать привязанной карточкой поездку или же искать в кармане недоденоминированные рубли.

В Минске пока еще в сервисе работает относительно мало машин, поэтому если открыть приложение прямо сейчас, находясь где-то в Малиновке, можно получить радостное сообщение "нет доступных автомобилей", что разумеется лишь вопрос времени, в будущем ситуация определенно изменится. Город у нас компактный, разбивки по районам и сегментам в отличие от традиционных сервисов нет, так что покроют все отдаленные районы, возможно даже будут работать в Шабанах, эвакуируя оттуда случайно попавших граждан. Тарифы, установленные в Uber для Минска примерно соответствуют службе 135. У 135 посадка стоит 22300, километр обходится в 5900, минута простоя в 983 рубля. Uber же берет за подачу авто 27 тысяч, километр стоит 5700, а минута времени 600 рублей независимо от простоя или движения. Для примера я прикинул поездку из центра Малиновки до Сурганова, сайт Uber выдал 115 тысяч, а оптимистичный сайт 135 предварительно насчитал 114 тысяч рублей. 7788 расчет на сайте не производит, а сайт такси 152 взломан прямо сейчас тунисским хакером, поэтому можете пока насладиться рекламным видеороликом этой службы, развидеть который нельзя.

Кроме бюджетного варианта UberX существует еще более дорогой UberBlack, в котором ездят машины представительского класса, тарифы в полтора раза выше, водители в галстуках и очень вежливые. И именно машины этого варианта используются в рекламных материалах и различных промо. Я даже не удивлюсь, если этот самый Black службе прибыли не приносит, а существует лишь для продвижения. Впрочем, такси "Пятница" от этого не легче, потому как конкуренция тут прямая, позиционируются те и другие совершенно одинаково и сражаться с мировой корпорацией будет очень сложно. В некоторых странах есть и более экзотические варианты Uber. В Эмиратах, например, вы можете недорого заказать вертолет UberChopper. Не спрашивайте про цену, это сервис для тех, кого цена не волнует. В Минске могли бы запустить вариант UberDiamond для машин старше 15 лет, с обязательным шансоном и ароматизатором елочка. Было бы популярно, я считаю.

Разумеется, приход Uber традиционные таксисты-натуралы встречают бурными протестами во всех странах мира. Французы традиционно жгут покрышки, в Торонто проводят манифестации, в Минске собираются остановить МКАД. Увы, но остановить приход подобных корпораций невозможно. Серьезная финансовая поддержка, отлаженные бизнес-процессы и грамотный подход к развитию сервиса просто не оставляют шансов для прямой конкуренции. Кроме того за Uber идут более мелкие локальные игроки вроде Яндекс.Такси, которые работают с уже существующими службами, ориентируясь на местные особенности, закрывая те сегменты рынка, которые неинтересны Uber. В общем, сопротивление бесполезно. Да и надо ли? По данным того же Uber, приход их в Сан-Франциско ничуть не уменьшил обороты традиционных такси, а скорее наоборот, расширил рынок в разы. Люди просто стали намного чаще пользоваться арендными машинами вместо своих автомобилей. Здесь уместно сравнение с мобильными телефонами, которые просто создали свой огромный рынок, на порядки превосходящий традиционные стационарные телефоны. Да, вероятно со временем Uber и подобные сервисы захватят весь рынок аренды авто, но это процесс очень долгий и большинство нынешних таксистов уйдет к тому времени на пенсию естественным путем (а уж их нынешние автомобили и подавно), но вот прямо сейчас это скорее не конкуренция, а хорошее дополнение к существующим видам общественного транспорта, в принципе не отъедающее у них кусок пирога.

На этом заканчиваю первую глобальную часть поста. Пойдите выпейте чаю, а потом переходите ко второй части, где мы коснемся уже более подробно минского рынка такси и влияния Uber на него.
Tags: uber, авто
Subscribe
promo veter_r_r august 8, 13:24 89
Buy for 10 tokens
Как известно, хороший программист в Минске получает чистыми на руки от 60k вечнозеленых долларов с изображением Трампа в год. Что в принципе неплохо по меркам некоторых стран, но уступает пока еще Силиконовой Долине и тем более Кремниевой. Но это пока мы не берем стоимость жизни, которой мы не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments