Vete® (veter_r_r) wrote,
Vete®
veter_r_r

Почему Uber. Часть 2.

Какие эмоции вызывает у людей Uber? Восторг, эйфорию, радость. Это если вы продвинутый европейский хипстер, считающий своей Родиной поезд Минск-Вильня, вскормленный митболами и капучинкой. Тогда конечно приход модного мирового сервиса для вас праздник. Но есть и трудовые люди, несущие свою социальную миссию городу, которые не разделяют ваш энтузиазм. И мы говорим о таксистах. Таксисты во всем мире проявляют удивительную солидарность по отношению к Uber, расходясь только в том, что надо бы сделать с машинами этого сервиса: то ли сжечь то ли просто разбить.

Минские таксисты не стали исключением из мирового тренда, выразив свое полное возмущение приходом американских выскочек с процессингом карт в Нидерландах. Впрочем, по их же выражению, старт UberX стал просто последней каплей, а раздражение ситуацией зрело уже давно.
Ситуация стала нагнетаться еще в 2014 году. Тогда таксисты надеялись прилично заработать на гостях чемпионата мира по хоккею, но минсктранс строго запретил повышать цены. Диспетчеры взяли под козырек, оставив старые тарифы, что впрочем не помешало водителям заламывать совершенно любые цены туристам, которые ловили машины на улицах, удивляясь потом космическим ценам на такси в процветающем Минске. Чемпионат прошел, а тарифы так и остались на том уровне, хотя с той поры и цены и курсы валют убежали далеко-далеко. А ведь уже тогда таксисты жаловались на нерентабельность тарифов.

Впрочем, давайте понимать, что у таксистов есть две функции. Одна побочная: перевозка пассажиров. И одна основная: жаловаться. Жалуется таксист на все: на погоду, на правительство, на женщин. Но больше всего на отсутствие денег. Денег таксисту не хватает всегда, то на новую машину, то на новую квартиру, то на квартиру детям, то на квартиру любовнице, то на квартиру детям любовницы. Старые таксисты помнят свои медовые годы еще в советские времена, когда за день зарабатывалась средняя месячная зарплата инженера. Молодые таксисты тех времен не застали, но все равно чувствуют, что им недоплачивают. Сделать с этим нельзя ничего, обостренное чувство социальной справедливости невозможно заглушить или ослабить. Можно только дать чаевых да побольше, чтобы лицо таксиста было не таким кислым, вызывая ассоциации с тем самым уксусом, который и дал народное название водителям такси.

Дешевое ли в Минске такси? И да и нет. Оно дешевое, если вызывать машину через диспетчера. В этом случае километр вам обойдется в 0,25 доллара, хотя испокон веков повелось, что километр должен был быть равен по стоимости литру бензина, который должен был бы равен доллару. Но бензин отвязался от доллара, а километр от бензина давным давно, а вот память и народные сказания никуда не делись, поэтому таксисты справедливо считают, что недополучают денег примерно в четыре раза. Я был бы возмущен, если бы мне в четыре раза недоплачивали. Несколько возместить социальную несправедливость позволяет лазейка в тарифах. Если машину вы ловите на улице, а не вызываете по телефону, то закон позволяет водителю применять любой тариф, который забит в его счетчике (к слову современные таксометры позволяют сохранять несколько различных тарифов, выбирая тот, который подходит по ситуации). И даже чек водитель с удовольствием вам выдаст, в котором будет честно забита стоимость километра в 15 тысяч против 5500 от службы. И будет совершенно прав в рамках закона. Ну а на вершине социальной пирамиды стоят гордые вокзальные таксисты, которые видят свою миссию в том, чтобы день простоять, потом за 400 тысяч забросить лоха в Серебрянку и вернуться обратно, заняв стратегически выгодное место в очереди себе подобных. Как предлагали в твиттере, можете подойти, пообщаться с ними, они там всегда стоят и свободного времени у них много. После этого любое сочувствие к таксистам пропадет у вас надолго.

Здесь мы не будем касаться нелегальных таксистов, которых довольно много было еще не так давно. Тогда стоило просто поднять руку и сразу же останавливалось три-четыре машины из потока, с ними можно было торговаться, договариваясь на адекватный ценник в удаленные районы, если платить по доллару за километр вам было дорого. Прошло время, ценник на легальное такси опустился, нелегалов довольно эффективно научилась ловить транспортная инспекция, этот сегмент рынка можно уже забыть. Они безусловно есть, но их не так много и погоды они не делают. Собственно, регулирование рынка такси у нас очень жесткое. К машинам и водителям предъявляется множество разумных и абсурдных требований, без которых работать невозможно. Каждое требование как правило вносит существенные дополнительные расходы.. и никак не влияет на собственно уровень сервиса в такси. Парадокс, но все многочисленные инициативы транспортных властей города по улучшению качества услуг такси не дают никакого эффекта. Ну во-первых требования эти давно научились обходить, а во-вторых никого они в принципе не интересуют. Ну да, надо проходить техосмотр два раза в год. Но за полгода с машиной может случиться что угодно, а кроме того, получить техосмотр где-нибудь в провинции труда не составляет до сих пор. Вот и катаются в такси машины, скрепленные скотчем в трех местах. Да, нужно включать таксометр и платить налог, но давно уже известно, что таксометр включается только пока таксист не набил нужную сумму в месяц, превышать которую ему невыгодно. Это знают все, но на это закрывают глаза. Как обычно, строгость законов компенсирована необязательностью их исполнения. Да, качество такси повышается, но происходит это естественным путем. Старые машины разваливаются окончательно сами или с помощью других машин и столбов, в такси приходят более новые, свежие. Конкуренция хоть какая-то есть и службы пытаются все-таки держать совсем уже необходимый уровень, чтобы не распугать всех клиентов. Вот это реально работает на повышение уровня, а инициативы министерств и ведомств нет.

К слову о службах. Советские времена с их огромными таксопарками у нас прошли. Нынче диспетчерские представляют собой по сути просто офис с девочками, которые собирают заказы и передают их непосредственно водителям. При этом зарабатывают они не на количестве заказов, а на ежемесячных платежах от водителей. Ну и еще немного на платных звонках на короткие номера. Да, в XXI веке многие белорусы вместо того чтобы пользоваться заказом с сайте или забить в смартфон многочисленные мобильные номера диспетчерских, звонят 7788 или 135, оплачивая несколько тысяч рублей за минуту ожидания на линии. Отсюда возникает конфликт диспетчеров и водителей. Диспетчерским выгодно держать стоимость поездки низкой, чтобы сохранять поток заказов, тем более что содержание авто ложится на плечи водителей. Водителям хотелось бы поднять стоимость поездки, но они ее не устанавливают. В итоге, диспетчерские довольны, пассажиры тоже, а вот водители жалуются. Но мы же помним, что это их основная функция, поэтому не обращаем внимания. Есть и маленькое исключение в виде такси "Пятница", которое имеет собственный автопарк, а водителей держит на зарплате, вот там служба задумывается о стоимости содержания машин. Но это исключение довольно мелкое, держит свой узкий сегмент рынка и тарифы там существенно выше среднего по городу.

Итак, принимая во внимание, что все наши службы такси суть не более чем посредники, сводящие пассажиров с водителями, приход Uber не должен бы влиять на рынок никак, поскольку Uber суть такой же посредник, который просто использует несколько более современные технологии, завернутые в приятный и удобный для пассажира интерфейс. То есть взвыть должны были бы диспетчерские, а не водители, ведь именно с диспетчерскими вступает в конкуренцию Uber. Смотрим же, кто собрался на акцию так называемого протеста в Минске и не видим там владельцев служб. А видим там традиционных бомбил привокзального уровня. На что жалуются эти серьезные мужчины? Жалоб в целом три: много законов, мало клиентов и низкие тарифы. Ну тут все понятно. Клиентов мало, поэтому надо бы поднять тарифы, тут-то клиенты и ломанутся. Какие-то там новости о каком-то кризисе и падении доходов в такси не доходят. Источники новостей и информации у таксистов всегда свои и всегда достоверные. Обо всем. Всегда. Поэтому они-то точно знают, что денег у людей меньше не становится и только низкие тарифы вынуждают людей ездить реже. Вот поэтому и жалуются одновременно на низкие тарифы и на то что люди почему-то стали реже ловить такси. А еще эти жадные диспетчеры, которые душат честных таксистов. При этом уйти от них тоже не решаются, видимо понимая, что лучше дешево ездить от диспетчерской, чем красиво и дорого стоять самому. Люди же тоже не совсем дураки и давно прознали про развод "от борта" и не спешат к стоянкам такси за извозом. И даже стоя у парковки с машинами предпочитают вызвать рядом стоящую машину через диспетчера, чтобы зафиксировать нормальный тариф, а не тот, который придет в голову водителю.

Что же касается законов, тут разумеется как обычно у таксистов свои источники информации, которые совершенно точно сообщили им, что в убере никакие законы не соблюдаются и никакие требования не распространяются. Пираты они и кровопийцы. На самом деле в Минске услуги Uber представляет вполне себе крупная фирма со своими машинами, платящая налоги, имеющая лицензию, к водителям и машинам там строгие требования и в части техосмотра и в части страховок, а если рассчитать налоги от ООО, то они вероятно даже превзойдут те, что платят как ИП наши обычные таксисты, филигранно владеющие искусством включения и выключения счетчика. Поэтому когда таксисты пытаются привлечь на свою сторону государственные регулирующие органы, они или наивны или просто действуют на эмоциях. Государству определенно выгоднее и удобнее иметь дело с крупной организацией, проводящей свои операции прозрачно через безнал, даже если они процессятся в Нидерландах, нежели с армией частных ИПшников, которые две трети своих доходов получают через черный нал, не отраженный нигде и никак. Поэтому в битве ИП против Убера государственные органы будут безусловно на стороне Uber, даже не пытаясь вникать в какие-то там претензии таксистов.

Собственно, справедливый вопрос журналистов, почему бы таксистам (если у них все так плохо, а в Uber все так хорошо) не пойти в тот самый Uber или вообще на завод, натыкается на стену неопровержимых аргументов. Дескать, а кто возьмет нас в Uber, если там нужны машины не старше пяти лет, а у нас тут старые развалюхи, на новые денег нет, а на старые вкладываем по 200 долларов в месяц только на ремонт.. и тут бы нам взять и пожалеть водителя, но математик внутри меня подсказывает, что 200 долларов в месяц на ремонт это 2400 долларов в год. Или 7200 долларов за три года. А за эти деньги прямо сейчас можно спокойно брать новенький (то есть вообще новый!) Рено Сандеро или Киа Рио, который с радостью возьмут в любой Uber. Цены-то на машины упали драматически. И даже лизинг существует, для юридических лиц и ИП совсем не смертельный, на уровне тех же 200 долларов в месяц, но за новое авто, которое потом еще и продать можно будет, а не сдавать в Гатово, как нынешнего корча. Но допустим, что из гуманистических и ностальгических соображений таксист не может просто так сбыть старого корча и взять в лизинг новую машину. А на завод пойти не позволяет социальная миссия бизнеса. "Если все пойдут на завод, кто людей возить будет" вопрошает минский таксист, вызывая у меня следу умиления. Действительно, кто? Кто если не он, простой труженик баранки и семечек. Больше некому, кто-то же должен этим заниматься.

Да и есть ли смысл в протесте вообще? Давайте разбираться, что несет с собой Uber для минского рынка и на что претендует. А на самом деле ничего революционного он не несет вообще. Тарифы мы видели, они на уровне 135. Мобильное приложение? Ну да, удобно, но вызвать с сайта или через приложение можно и у существующих служб при желании, хоть и не так удобно. То есть в принципе ничего кардинально меняющего условия не происходит. Нет повода для ажиотажа, да его и не будет. Ажиотаж больше в СМИ и соц.сетях, дескать вау, к нам пришел.. пауза.. и дальше с придыханием... Uber! И глаза закатить. И на Убере поехать в БургерКинг, создавая у себя иллюзию того, что находимся минимум в Варшаве. Эх, если бы там еще можно было вкусить митболов, иллюзия была бы полной.

Если же убрать эмоции, то попробуем подумать, кто перейдет на Uber. Прежде всего это иностранцы. Да-да, те самые несчастные, которых берут в оборот ушлые таксисты на вокзалах и в аэропортах, которых выслеживают у входов гостиниц и ночных клубов. Далеко не каждый иностранец знает номера и адреса наших служб такси. А даже если и дозвонится.. его там примут вежливые русскоязычные девушки. Или такой же русскоязычный сайт с русскими названиями улиц, написанными пугающей иностранцев кириллицей. А теперь берем Uber. Опаньки, универсальная гугл.карта, в которую надо просто ткнуть пальцем, указав свое местоположение. Универсальный же интерфейс, который привычен их предыдущего опыта и международная компания, в которой найдется тот, кто владеет практически любым возможным языком, при условии что это будет английский. Опять же не придется изучать купюры с многими нулями и вообще уровень цен в социальной Беларуси, оплата пойдет с привычной же уже привязанной карты. В конце поездки надо просто сказать "Thank you" (это обязательное условие). В общем, плохие новости для минских таксистов, но иностранцев они стремительно теряют.

Перейдут на Uber и наиболее продвинутые айтишники и ангажированные хипстеры. Хипстеры из идеологических соображений, а айтишники из соображений удобства. Разницы с 135 нет вообще, разница с 7788 для айтишников не так принципиальна (тем более что водители алмаза любят эту самую разницу нивелировать округлениями в свою пользу и вежливым вымоганием чаевых), поэтому почему бы и не пользоваться тем, что удобнее. Предлагаю насладиться еще одним роликом службы 152, развидеть который нельзя, чтобы оценить перспективы для этой целевой аудитории. По-моему им Uber ни разу не конкурент.

В общем, что произойдет? Произойдет классическая сегментация. Причем как пассажиров, так и водителей. Если раньше те же 7788 закрывали все сегменты рынка для всех, то теперь мы получим Uber для продвинутых и иностранцев (и он соберет водителей, которые хотят и умеют работать с такой аудиторией), 152 для тех, кто не пошел мыть глаза после просмотра вышеупомянутых видео и кому главное подешевле. 7788 для любителей нестареющего премиума пятнадцати лет (хотя вроде старше 10 и нельзя, но откуда тогда оно берется?), потому что порядочный белорус в киа рио или солярис не сядет, а вот в старую бэшачку или рэношачку запросто. Пятница, наверное, или помрет или будет придумывать уникальное предложение, чтобы дистанцироваться от UberBlack. 135 возможно уйдет к какому-нибудь Яндекс.Такси и останется для тех, кто по привычке предпочитает звонить диспетчеру и платить наличными. У каждого будет свой потребитель, под которого можно будет выстраивать сервис. На мой взгляд это выигрыш для всех.

Минусов в приходе Uber я найти не могу. Найти их в самой службе запросто. Это и относительная непрозрачность расчетов (где-то там в облаке что-то там считают, проводя деньги через оффшоры, мало ли что). Это и бюджетные машины малых размеров. Это и цены, хотелось бы дешевле, как обычно. Ну и патриоты уже заявили, что зачем же нам отдавать деньги иностранцам (никто не видел, какой именно процент в итоге уйдет от оборота Uber за рубеж, но сам факт!). Но это недостатки, которые можно найти в сервисе. При этом для упомянутых выше сегментов эти недостатки не имеют значения. Облачным расчетам они доверяют больше чем таксометру и внутреннему чувству таксистов, с иностранными рынками так и так работают плотно, цены вменяемы, а понты в виде древнего премиума не нужны (а если нужны, то потенциальная аудитория Uber способна за них платить и вызывать Black). Традиционные же убежденные клиенты обычного такси Uber просто и не заметят, разбираться в приложениях и привязке карт не станут. Вот он счетчик, вот ароматизатор елочка, вот жменя наличных в кулаке, погнали в кабак, шеф!

В итоге и те и другие получают свой ожидаемый уровень сервиса за свой ожидаемый уровень оплаты. Достаточно доступный для пассажиров и достаточно рентабельный для водителей. Из личного опыта пользования Uber я для себя однозначно делаю выбор в его пользу, если по каким-то причинам личным авто воспользоваться невозможно или неудобно. Благо наезженные километры, отраженные в личном кабинете, дают опыт, позволяющий делать выводы не на основании рекламы, а на основании собственных ощущений. А ощущения самые приятные. Да, это как новый формат транспорта, который только издали похож на такси, а по факту и удобнее и приятнее. Ах да, чуть не забыл. Опять же по условиям ни один текст про Uber не может обходиться без личного промо-кода автора. Промо-коды это еще одна приятная мелочь сервиса. Если вы еще не пользовались Uber, то при первой поездке вы можете ввести промо-код, который получили от уже существующего клиента. И тогда эта самая поездка (если она укладывается в 200 тысяч рублей) будет для вас бесплатной. А ваш товарищ получит аналогичный бонус в ответ. Все в выигрыше (водителю поездку в любом случае оплачивает Uber из своих средств). Соответственно вы можете или зарегистрироваться по ссылке или ввести в приложении промокод "uberveterby" и получить бонус на первую поездку (кстати, можно и не обязательно на первую, если первая будет слишком дешевой, но для этого уже надо будет в приложении при вызове выбирать оплату картой или промо-кодом принудительно). Я например сначала много наездил за свои, а уже когда надо было добраться в Малиновку на Black, использовал промо-код, чтобы закрыть им более дорогую поездку. Ну а мне соответственно будет приятно знать, что кому-то мой промо-код помог немного сэкономить. И лишь побочным эффектом этого удовольствия станет обратный бонус мне же )

Надеюсь, вы не сильно заскучали, читая мои длинные тексты о новом транспортном сервисе, который пришел в Минск. Что-то меня пробило на долгие разговоры. Главное для себя я в голове все разложил, составляя этот пост. Если кому-то помогло, буду очень рад. Приятных вам поездок.
Tags: uber, авто
Subscribe
promo veter_r_r august 8, 13:24 91
Buy for 10 tokens
Как известно, хороший программист в Минске получает чистыми на руки от 60k вечнозеленых долларов с изображением Трампа в год. Что в принципе неплохо по меркам некоторых стран, но уступает пока еще Силиконовой Долине и тем более Кремниевой. Но это пока мы не берем стоимость жизни, которой мы не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 224 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →