Vete® (veter_r_r) wrote,
Vete®
veter_r_r

Нелюбовь

Пару месяцев не мог взяться за рецензию на "Нелюбовь" Звягинцева. И дело не в сложности материала или тяжелом фильме. Наверное, просто не хватало той самой любви к фильму, которую испытать очень сложно. Ну благо, ажиотаж спал, эмоции улеглись, можно приступать.


Прелесть фильма в его многослойности. Первым слоем лежит официальный сюжет. Молодая пара разводится. Скандалы, продажа квартиры, уже найдены новые партнеры, с которыми почти официально живут оба. Но до сих пор не решили, с кем будет жить общий сын, про которого как-то забыли в суматохе. Ребенок все это видит, чувствует и однажды просто сбегает из дома, не выдержав очередной семейной сцены. И дальше начинаются поиски мальчика по живописным пейзажам типового российского микрорайона в межсезонье. Можете себе представить. Собственно, зрителю попроще этого слоя уже достаточно, но рассматривать его в этом ракурсе крайне скучно, ибо тут не будет ни неожиданных поворотов сюжета, ни счастливого примирения семьи, ничего такого, что ожидалось бы от детективной линии. Даже маломальского напряжения нагнетать режиссер не будет. Просто ходят деловитые люди из поискового отряда, ищут. Грамотно, собранно, на энтузиазме. Милиция в это время отписывается бумажками, потому что некогда да и смысла нет, они это уже миллион раз видели. Родители временами орут друг на друга, ну потому что надо же что-то делать.

И вот если получится от этого первого слоя как-то отойти чуть вглубь, мы увидим слой второй, чуть более выпуклый. Где и раскрывается суть названия картины. Нелюбовь в картине тотальная. Причем это не антоним любви, как настаивает режиссер, а именно отдельное чувство, отсутствие любви. Женя не любит Бориса, тот ее, оба не любят Алешу, который случился в принципе даже не в порыве страсти, а как-то ну так вышло по молодости. И в этой вот нелюбви семья прожила 12 лет как-то. Смотрим дальше и видим как Борис ходит на нелюбимую работу где делится какими-то унылыми сплетнями с коллегами и занимается составлением непонятных контрактов. В фирме зачем-то существует православный до фанатизма босс (его ни разу не покажут), чьи идеи в фирме опять же никто не любит, но все терпят, скрывая семейные неурядицы да и просто любые виды несоответствия канонам. Женя ровно так же с лицом робота проводит время в салоне красоты где работает администратором. Скучно сама у себя принимает процедуры, принимает клиентов и общается ни о чем с коллегами. Отдельная история диалоги в фильме. Они заштампованы настолько, что это становится художественным приемом. Примитив, возведенный в искусство, дабы показать пустоту общения, в котором нет той самой любви. Простые фразы, скачанный в интернете и немного мемасиков в телефоне, которые предназначены не для любви, а для лайкания. Сердечко сжалось до размеров двадцати пикселей и рядом счетчик.

Казалось бы, есть же новые семьи (пока еще не семьи, но по всему к этому идет) и у Жени и у Бориса, но чем больше их показывают, тем очевиднее, что и там любви нет. Женя нашла себе молчаливого состоятельного партнера, который вроде и человек неплохой, но очевидно ему просто удобно заменить себе уехавшую в заграницы дочь девушкой помоложе. Дополнить интерьер безвкусной дизайнерской квартиры красивым телом. У Бориса все еще хуже. Глубоко беременная от него восторженная девушка за спиной оказывается расчетливой, холодной и практичной. Ее разговоры с мамой это отдельный восторг! Всего два-три штриха и мы понимаем, что Бориса ничего хорошего в будущем не ждет, когда деваться будет некуда. Выжмут его как тряпку, впрочем он и сопротивляться не будет. В целом каждый находит вроде бы то, в чем нуждается, но при этом не то, что любит.

А Алеша.. а тут мы приходим к извечному вопросу русской литературы. А был ли мальчик? У него вроде бы были друзья, имен которых не помнят даже родители. Чем он занимался целыми днями, никто не знает. В школе ничего существенного тоже вспомнить не могут. Где он ходил, не помнят.. а может быть Женя когда-то давно все-таки сделала аборт и не рожала? Не зря же она говорит, что у нее даже молока не было, чтобы его кормить. Не испытав любви ни к мужу, ни к сыну, наверное родить все-таки невозможно, даже если физически это произошло. Но в жизни героев ребенок так и не появился, они это даже не заметили. Квартира в многоэтажке появилась, машина вот появилась, мебель какая-то, айфоны, а ребенка нет. Сидит где-то там за своим компьютером, не отсвечивает, вот и ладно. Поэтому когда он пропал, его вроде как надо искать, а как искать то чего не было? И зачем? Фильм (ой, спойлер) не раскрывает нам в явном виде, нашли ли в итоге труп мальчика или это все-таки был не он. Катарсис Жени в морге сыгран шикарно, но ответов не дает, да они и не нужны, потому что мальчик потерялся не сейчас, не в 12 лет, а еще тогда, 12 лет назад. И найти его невозможно, ни живым, ни мертвым.



И тут мы выходим на третий слой, который идет незаметным весь фильм, но в концовке раскрывается в полный рост режиссером, который не рассчитывает, что зритель сам до всего дойдет. Все эти примитивные диалоги, сцены с жутко выставленным светом, прямой как палка сюжет. Это все не имеет значения, если мы рассказываем не историю, а притчу. Притчу не об истории семьи, но о стране в целом. И тогда становится понятным, кто эта выжившая из ума мать, поклоняющаяся одновременно иконам и портрету Сталина. Очевидным становится аналогия главных героев с нашим поколением, нашедшим утешение в соц.сетях и киселевской пропаганде по ТВ. А Алеша из будущего поколения, он просто пропал, никому не нужный, потому что его никто не захотел послушать и понять. Никому было неинтересно и некогда и незачем. Огромные пустые, несмотря на миллионы жителей, типовые микрорайоны, заполненные вечным полумраком. Не потому что в них нет фонарей, а потому что в них нет любви, которую мы где-то потеряли, променяв на что-то незначительно. Серость, в которой рано или поздно торжествует что-то черное, не требуя в этом нашего даже участия или согласия, нам это просто покажут потом в новостях, а мы посмотрим без интереса.

А апогеем всего этого становится финальная сцена картины. Женя, красивая, молодая еще, ухоженная, с богатым любовником (или мужем, черт разберет), добравшаяся до своего. В красивом же спортивном костюме с надписью "Россия" на груди бежит. Бежит, не выражая ни единой эмоции на лице. Бежит красиво, заглядение просто. Бежит на дорогущей беговой дорожке, которая стоит на открытом балконе посреди зимы. Более прозрачного намека на все, что думает Звягинцев обо всех нас, нельзя и придумать. Затемнение. Титры.
Tags: кино, киновторник, рецензии
Subscribe
promo veter_r_r august 8, 13:24 89
Buy for 10 tokens
Как известно, хороший программист в Минске получает чистыми на руки от 60k вечнозеленых долларов с изображением Трампа в год. Что в принципе неплохо по меркам некоторых стран, но уступает пока еще Силиконовой Долине и тем более Кремниевой. Но это пока мы не берем стоимость жизни, которой мы не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments