Vete® (veter_r_r) wrote,
Vete®
veter_r_r

Мама!

До сей поры у Даррена Ароновски есть две высшие кинематографические награды: Золотой Лев Венецианского кинофестиваля и Дженнифер Лоуренс. При этом Льва он получил за едва ли не самый свой массовый фильм Рестлер, а Лоуренс досталась и вовсе авансом. И чтобы как-то это все совместить пришлось снимать фильм с Лоуренс и везти ленту в Венецию, устроив любимой романтический уикенд. Какая девушка откажется от такого шанса?! Даже если у нее у самой давно есть Оскар, а впереди еще вся карьера кинодивы.

Вообще с Венецией у Ароновски складывается хорошо. Тут его номинируют, награждают, позволяют устраивать премьеры своих безумных фильмов. Но вот Маму освистали. И говорят, еще и парочка свежайших итальянских помидорок полетела в экран несмотря на весь культовый статус режиссера. Что же не так с Мамой?

mama.jpg

Где-то в неизведанной глуши стоит дом. Большой, красивый, хотя и немного пострадавший от пожара в прошлом. В доме живут двое, чьих имен нельзя произносить. Он пишет новую поэму, она красит стенку и ходит в прозрачной майке без лифчика, чем вызывает у него вдохновение. А еще у них в доме кнопочный телефон, потому что мобильники не ловят и стремный подвал потому что одним из жанров фильма заявлен хоррор. И жили бы они так долго и счастливо, если бы однажды в дом не постучался странный лысеющий господин в шляпе, перепутавший их дом с гостиницей. Этот визит запускает цепь странных и ведущих к жестокой развязке событий. И то что будет происходить дальше, словами описать как-то даже неудобно.

Если пытаться смотреть фильм как заявлено в афише "триллер, хоррор, детектив", далеко не уедешь. Ни один из этих жанров не имеет никакого отношения к картине. Все "страшные" моменты вынесены в трейлер и к сюжету не имеют никакого отношения. Да, когда-то давно боссы студии собирались выпустить ленту в октябре. 13-го. И даже убрали из-за нее собственно "Пятницу 13-е", отложив до лучших времен. Но то ли Ароновски их коварно обманул, то ли в процессе съемок вдохновение повело его не туда, но пугаться в картине не придется. Не будет ни чудищ, ни призраков, ни захудалого маньяка, терроризирующего милое семейство (а стоило бы!). Не состоится и детективная интрига, несмотря на труп в гостинной, который появится ближе к середине фильма. История с убийством случится на наших глазах. Брат пойдет на брата из-за того что в детстве отец без ребра и распутная мать любили младшего больше чем старшего. Стоп, где мы это уже видели?

В фильмах Ароновски вообще постоянно происходит что-то странное. Сходят с ума люди, звери, деревья, даже сам Бог гневается и насылает потоп на свои творения. Снять простое кино без сумасшествия или двойного смысла для режиссера скучно и не стоит потраченного времени и миллионов бюджета. Поэтому что если взять все идеи сразу, смешать их, получить странный желтый напиток и заставить выпить Дженнифер Лоуренс? И пусть потом критики гадают, что она там пьет из шкафчика, все равно не догадаются. А чтобы усложнить себе задачу, весь сюжет о всех тайнах мира снимать в пределах одного дома и с минимумом действующих лиц. Потом сломать концепцию и позвать массовку, чтобы показать, как люди все портят. А потом сделать все еще хуже! И так в бесконечном цикле. Если вам сейчас кажется, что я сейчас пишу полный бред, возможно фильм вам не очень понравится, потому что я максимально точно передаю то, что будет происходить на экране.

Ароновски взял несколько вечных идей и проблем. Создатель и создание, автор и муза, мужчина и женщина. В конце концов смысл жизни и всего остального и даже защита окружающей среды и, извините, феминизм. Для того, чтобы все эти слои смыслов перенести на экран выбрал зачем-то классический сюжет из Библии, которую как приличный мальчик из еврейской семьи знает превосходно. И все это в замкнутом пространстве с минимумом деталей выкатил на зрителя. Говорят, что существуют зрители, которым это понравилось. Опять же, есть те, кому понравится все, что делает Ароновски, даже если это не фонтан.

Говорят, когда Мишель Пфайффер принесли сценарий, она обалдев сразу же отказалась, потому что не поняла, что тут играть. Но потом поговорила с автором, прониклась идеей и отыграла великолепно, как умеет. Равно как и остальные актеры, благо что все из высшей лиги. Хавьер Бардем вообще работает на каком-то запредельном уровне величия уже, даже спиной изображая всемогущего Творца так, что ни на минуту не дает нам в себе сомневаться. А вот Дженнифер Лоуренс как приоткроет рот в начале фильма, так и будет ходить с выражением лица "а что вообще происходит" до самого финала и зарождающегося апокалипсиса. При этом именно это от нее и требуется ибо замечательно передает состояние зрителя во время просмотра. А играть за нее будет в основном камера, облетающая Лоуренс со всех сторон и ракурсов и показывающая нам события словно из-за ее плеча. Поначалу это раздражает и хочется убить оператора, потом привыкаешь, ближе к финалу понимаешь, что именно так и только так и надо было это снимать.

Итак, безупречная игра прекрасных актеров. Талантливая операторская работа. Сюжет вообще критиковать нельзя, ибо кто мы такие, чтобы придираться к Его сюжету! Режиссер гений. И при этом смотреть получившееся почти невозможно. В сети идут споры а что же мы такое увидели вообще? И о чем фильм? И это все-таки библейский сюжет о греховности человека или зеленая картина о необходимости защиты природы? Улыбающийся счастливый Бардем в одной из ключевых сцен романа кричит нам "Они все поняли! И каждый понял по-своему!" и как нельзя лучше передает нам общую суть. Ароновски сознательно убирает все детали, которые могли бы дать зацепку зрителю. Это вам не Линч, в одном кадре у которого будет десяток предметов из разных сюжетных линий, скрещивающих все между собой. Здесь же у нас просто чистая стена с грубыми мазками, на которой каждый волен дорисовывать все что угодно. Больше всего подходит метафора с творчеством. Как поэт в фильме провозглашает все общим, так и Ароновски отдает нам свое творение на осмысление делая нас равными ему, оставляя может быть даже слишком много нам свободы в осмыслении увиденного. Однако же мы как и люди, пришедшие в дом к автору, слишком несовершенны. Кто придет с пустыми руками головой, тому просто нечем будет заполнить пустоты фильма. А кто придет с мыслями и идеями, тот просто рухнет под их количеством. Наверное, я никогда не стану пересматривать эту картину. Не приходится выискивать в ней второй, третий, пятый смысл, вглядываясь в происходящее. Все что было можно, мы увидели, скрытых деталей не ждите. При этом смотреть было действительно тяжело, зрелище местами превышало порог чувствительности среднего зрителя. Ароновски утверждает, что опередил свое время, мы просто не готовы пока воспринять все его идеи, а потому главное что не остались равнодушными. Дескать, он как автор равно примет и восторг и негодование, главное чтобы не равнодушное молчание. С этой точки зрения картина удалась, зрители разделились на две неравные группы и ведут теперь дискуссии, переходя на личности, в обсуждении увиденного. А вот нужен ли для таких дискуссий нам дополнительный повод, да еще и такой, каждый может решать сам.
Tags: кино, рецензии
Subscribe
promo veter_r_r february 6, 12:18 7
Buy for 10 tokens
В наше криптоаналитическое агентство часто поступают вопросы, как мы прокомментируем развитие рынка криптовалют, которое идет кстати совершенно в точности с нашим прогнозом, который мы давали еще тада! Дескать какие причины, факторы и прочее. Объясню это просто. В глобальном криптоказино, в которое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments