Vete® (veter_r_r) wrote,
Vete®
veter_r_r

Аритмия

Аритмию уже не дожидаясь новогодних праздников окрестили лучшим российским фильмом года. Собраны почти все премии в России, а вот на Листападе не получилось ни с гран-при ни с призом зрительских симпатий. Собственно, во время Листапада посмотреть ленту мне не удалось, расписание было и без того сверх-плотным. Я справедливо рассудил, что Аритмия и так попадет в прокат, а вот где я еще смогу посмотреть румынский Чарльстон? Дождался, фильм в прокате и спокойно, без ажиотажа посмотрел, оценил, не понравилось. Об этом подробнее.



Начнем с сюжета. Олег и Катя молодые врачи. Днем безумные как принято в медицине смены по 20 часов и еще чуть-чуть задержаться потому что срочный пациент. Ночью попытаться поспать (Катя) или прибухнуть нормально (Олег), чтобы как-то снять напряжение. А с утра снова на смену. Катя принимает пациентов в больнице сплошным потоком, а Олег того хуже работает на скорой, приезжая то к пенсионерам-ипохондрикам, то на пьяные драки, а то и вовсе зафиксировать смерть пациента. На личную жизнь времени и сил не остается уже и семья катится к разводу с темпом скорой помощи в пробке. На работе меняется начальство, что вроде бы дает повод для конфликта, но нет.

Вообще если вам нравится следить за развитием сюжета, то вам не на этот фильм сразу. В фильме и судьбе героев происходит примерно ничего. Олег вроде бы съезжает, но не далее ближайшей лавочки. Его вроде бы увольняют, но работать же все равно некому. Катя вроде бы собрала вещи, но осталась ночевать. И мы в конце картины оставим героев там же где и встретили. В сложной жизненной ситуации. Вот так я взял и проспойлерил весь фильм, но мы же не детектив смотреть собрались, верно?

Ладно, сюжет у нас не главное. Главное герои! Как они идут через фильм, проходя испытания и развиваясь. Но нет! Олег остается все тем же тихим выпивохой, который и на работе не выкладывается и с женщиной отношений построить не может. Все его геройство, когда надо вернуть жену ограничивается тихими рыданиями ей в куртку, а она простит, она же русская женщина, которая сама не знает, чего хочет, но если милый рядом, то уже вроде и ничего. А амбиции, которые у Кати наверняка есть (в начале картины нам мельком показывают ее успешную семью) пока можно и отложить. Да, все как в жизни, что подметили многие критики. В жизни мы точно так же встречаемся с трудностями, собираем волю в кулак, решив наконец поменять свою жизнь, а когда они отступают, то и мы как-то снова расслабляемся.

Отмечу еще и явное, бросающееся в глаза выгорание всех абсолютно героев фильма. Если не знаете, что это такое, поищите в википедии. Выгорание профессиональное, оно особенно свойственно врачам, что не удивительно. Фильм не делает на нем акцентов и никак даже не пытается работать с этой бедой, но не заметить его невозможно. Многие пишут, что полная отдача работе делает сложной жизнь Олега, но поверьте, он и на работе не особо-то отдается. Да, когда дело касается экстремального проявления героизма, он его проявит, даже если от этого появятся только новые проблемы, но это короткие вспышки, в остальное время он или ограничивается формальным подходом к пациенту или вовсе спит на совещании с новым начальником. Так себе тяга к работе у него. Что и не удивительно. Выматывающая работа с искусственно введенными нормативами, с ежедневным выбором правильного решения, где на кону человеческое здоровье, а то и жизнь. Это все безумно тяжелая проблема на самом деле, с которой уже несколько десятилетий бьются ведущие психологи мира и не то чтобы решили. Ну а в фильме это даже не часть сюжета, просто очень бросается в глаза. А потом выгоревший человек приходит домой и хочет.. ничего он не хочет. Остались какие-то юношеские еще порывы, которые не удалось реализовать вовремя, а теперь как-то и сил нет. В итоге Олег просто срывается раз за разом в пьянку, а Катя.. а Катя вообще не знаю, в чем себя находит за пределами больницы, нам ни разу не покажут ни ее увлечения, ни просто как она проводит свободное время.



Поэтому проблемы в семье очевидны, им обоим эта семья не нужна, потому что не нужно им ничего совершенно. Им нужен долгий, долгий, долгий отдых и работа со своими проблемами. Но когда этим заниматься, если с утра опять на работу? При этом точно так же выглядят все коллеги по скорой. Флегматичные, с потухшими глазами, иногда чуть-чуть дергающиеся, когда собираются вместе в неформальной обстановке, но это так редко, а работа, она так часто. Да и пациенты не лучше, запершиеся в своих квартирах пенсионеры в основном, которым пойти некуда и незачем. А от работников скорой нужно не столько лечение, сколько человеческое участие, но именно на участие они-то уже и не способны. Отсюда и выезды, похожие на расхожие медицинские байки и стереотипы. Безобидные пилюли выданные за лекарство от всех болезней, Свидетели Иеговы, героические операции в неподходящих условиях. Они в принципе не играют роли ни для сюжета ни для чего. И только в разговоре с матерью девочки, которая лежит в реанимации, Олег чуть-чуть раскрывается, буквально парой фраз вдруг и себя включая и помогая несчастной матери успокоиться и понять, что происходит. Но тут приходит "злой начальник" и минутное волшебство пропадает. Начальник при этом, хотя и являясь по сюжету главным мудаком фильма, все-таки живой, потому что хоть как-то шевелится. Да, он внедряет идиотские нормативы, устраивает конфликты с опытными работниками и вообще всячески плюет на людей, но при этом у него есть цели, методы и он действует, а не просто сидит с отсутствующим видом. Являясь при этом отрицательным персонажем, разумеется. Конфликт из этого сделать увы нельзя, потому что для конфликта нужны две стороны, а на второй стороне у него аморфные выгоревшие люди, которые максимум могут выйти из кабинета в знак несогласия.



Достоинством фильма является приближенность к реалиям российской жизни. Не перегибая в откровенную чернуху, тем не менее жизнь показана как она есть. Совковые интерьеры, бедность, неустроенность быта, забитость работой тех, кто вроде как должен нас спасать. И мы, неспособные себя спасти сами, даже если для этого надо просто выкинуть ковры и протереть пыль. Мы сидим и ждем помощи от тех, кто помочь не может даже себе. Это очень верно и очень реалистично. Выводов в фильме не делается никаких, но мы это можем сделать и сами (если можем). При этом зачем для этого смотреть кино, остается непонятным. Да и для меня например аргумент "как в жизни" аргументом не является. Мы давно наигрались с "Догмой", когда нам пытались продать кино, которое выглядит как жизнь. С плохими камерами, слабыми сюжетами и так себе актерами. В "Аритмии" хотя бы актеры хорошие, подходящие к образам. Но камера плоха, спасибо что не ручная. Картинка даром что из наших панельных квартир и районов, совершенно "невкусная". Сценарий прыгает от сцены к сцене без какого-либо смысла для развития сюжета и героев. Такой вот набор слабо связанных между собой сцен, чтобы показать.. я не знаю что. Что у нас все плохо? Да вроде нет, никто не жалуется. Что у нас все хорошо? Да тоже нет, предпосылок к этому никаких. Что у нас все.. вот так как есть? Ну да, это мы и так знаем. Сложно что-то вынести из этого фильма и что-то в нем осознать, потому что второго дна там нет, а первое неглубокое, да еще и снятое довольно посредственно.

Лучший ли это российский фильм года? А я не знаю, не являюсь любителем российского кино, игнорирую когда это получается все что выходит у нашего восточного соседа, потому не могу сказать, было ли в этом году что-то лучше. Может и не было. Опять же мы не говорим о жанре ура-патриотического кино или о прекрасных российских комедиях, которые надо избегать всеми силами. В сегменте фестивального кино, которое можно показать широкому зрителю в принципе мало фильмов выходит, поэтому тут может быть фильм и лучший. А то что он ну вот такой, ну так как есть, так есть.



А чтобы не совсем было мрачно, в фильм вставили чудесную песню про лето и Крым (не про Крым наш, а про Крым). И вот на этой нехитрой песне держится второе настроение этого фильма. Настроение какой-то странной невыразимой словами надежды, когда вокруг все ну вот такое, и в жизни не сложилось и работа бесит и обстановка за окном не радует, да вообще ничего не радует и тихо лужи покрывает лед, и пробки и где-то там в глубине души остается воспоминание о том, какие мы были, о чем мечтали и ведь ну мы же можем попробовать все это вернуть! И себя вернуть прежнего и лучшего. Яхта, парус! В этом мире только мы одни!

Tags: кино, рецензии
Subscribe
promo veter_r_r february 6, 12:18 7
Buy for 10 tokens
В наше криптоаналитическое агентство часто поступают вопросы, как мы прокомментируем развитие рынка криптовалют, которое идет кстати совершенно в точности с нашим прогнозом, который мы давали еще тада! Дескать какие причины, факторы и прочее. Объясню это просто. В глобальном криптоказино, в которое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments