Vete® (veter_r_r) wrote,
Vete®
veter_r_r

Смерть Сталина

У одного народа как-то умер Сталин. Большое горе, которое не удается пережить до сих пор. Равновеликой замены в стране как-то не нашлось, хотя страна вроде как богата усатыми гражданами, но вот не складывается. С тех пор народ так горюет, что даже запрещает фильмы о смерти вождя, видимо надеясь, что однажды Иосиф Виссарионович встанет из кремлевской стены, забьет любимую трубку и вернется в Кремль со словами "что-то я долго вздремнул". И сразу же утвердит новые списки тех, кто мешает жить и процветать и вот тогда-то в стране наступит порядок и радость. А пока надо справляться как-то самим.

А вот европейцам как-то проще. У них смерть фиксируют врачи, и ежели они установили, то все, пациент мертв и его жизнь и даже смерть это лишь исторические факты, с которыми надо как-то жить дальше. И даже можно снять про это кино не всегда доброжелательно настроенное к покойному. Можно даже попытаться пропустить кино в прокат к соседним странам, но это уже не всегда получится, потому что нарушает тонкую организацию чувств верующих.

В общем, иногда хорошо, что мы нынче живем не в одной стране с Россией и поэтому то что там категорически запрещено, у нас все-таки хоть и со скрипом, но можно. Комитет по культуре и туризму рассматривал фильм со всех сторон, но нашел его в итоге все-таки не противоречащим законодательству и признал в итоге Сталина умершим, а белорусского зрителя готовым на это посмотреть.



Удивительно, но фильм снят по комиксу! Оказывается, некие французы, для которых нет ничего святого, нарисовали довольно мрачный комикс в нескольких частях об ужасах тоталитарного общества и событиях, которые следуют за смертью вождя. Разумеется, с первоисточником знакомиться я не буду и другим не советую, ибо смысла не вижу, только если вы не фанат жанра. А если фанат, наверное, и сами уже ознакомились и мнение составили. Поэтому и судить о том, насколько фильм соответствует или не соответствует графической новелле, не стану. Будем рассматривать кино как кино и как оно соотносится с исторической правдой.

И вот тут нас ждет сюрприз сюрпризов! Потому что в точности следования деталям фильм намного достовернее чем все еще шумящее в кинотеатрах "Движение вверх", где вроде как взяли за основу историческое событие, но навернули вокруг единственного факта целое ведро клюквы. А вот в "Смерти Сталина" даже то что кажется бредом, выдуманным сценаристами, в итоге упирается или в достоверные данные или как минимум в историческую теорию. Проблема в том, что множество свидетельств было или засекречено или вовсе уничтожено, поэтому например обстоятельства ареста Берии до сих пор известны не полностью (да, его арестуют, спойлер!) и вызывают споры у историков. Поэтому тут авторы допускают вольности, принимая точку зрения наиболее выигрышной с точки зрения сценария теории. Но в остальном все оказывается точным, начиная с давки желающих поплакать у гроба Сталина, окончившейся горой трупов, заканчивая китайской делегацией на похоронах, которой подвыпивший Василий пытается рассказать, что его отца отравили, все было в реальности, пусть и немного не в такой хронологии, которую ужали до двух часов экранного времени. И вот это-то и самое жуткое.

Сюжет наверное не стоит пересказывать, его должны бы на уроках в школе преподавать, но все-таки. Иосиф Сталин после сытного ужина с соратниками по партии садится послушать запись некоего концерта с радио (кстати тоже достоверный факт), обнаруживает дерзкую записку в конверте от пианистки, которая осмелилась написать ему проклятия, это смешит тирана настолько сильно, что слабое уже сердце пожилого человека не выдерживает и случается инсульт. Вероятно. Потому как все более менее приличные врачи уже расстреляны или сидят, во всей Москве остались только студенты или пенсионеры, которые еще царя лечили. А кроме того еще и зайти в комнату к Сталину долгое время никто не решается, дабы не побеспокоить вождя, поэтому когда наконец решаются что-то делать, уже поздно и Сталин (опять спойлер!) умирает, не оставив после себя даже политического завещания о преемнике. И да, прямо над трупом, лежащим в луже мочи (внезапный паралич дело физически крайне неприятное) начинается борьба ближайших соратников за власть и за собственную жизнь, потому как кто первый начнет вносить своих соперников в расстрельные списки, вопрос вполне насущный.

Кощунственна ли такая история для простых зрителей? На мой взгляд совершенно нет. К Сталину кстати авторы фильма относятся более чем нейтрально. Ну да, тиран, при этом никаких дикостей в кадре он не творит. Кушает, слушает музыку, смеется над шутками Хрущева, помирает. Похороны организованы торжественно и роскошно, как полагается. Фигура Сталина вообще играет роль музейного экспоната, как признак эпохи, не более того. Некоторые с позволения сказать депутаты увидели кощунство в распиливании черепа вождя, ну так позвольте, незачем было его бальзамировать и выкладывать в мавзолей, если вы не хотели чтобы это потом попало в исторические хроники. А так факт опять же медицинский. Труп вскрыли, выпотрошили, забальзамировали и положили рядом с Лениным, где он и пролежал несколько лет до перезахоронения. Ленин кстати до сих пор там лежит, уважаемые депутаты! Займитесь уже этим, наконец! Совершенно так же аккуратно авторы относятся и к народу который якобы изображен в негативном свете. Народ вообще присутствует либо в виде жертв репрессий либо в роли плачущей толпы, которая стремится проститься с любимым вождем. И то и другое совершенно соответствует тому, что было в реальности. В то время как по стране ездили воронки, увозя людей в ночь, чтобы никогда больше их не вернуть, люди плакали, потому что Сталин их покинул, считая что дальше наступит или мировая война или конец света. Плакали даже те, кого по его приказу держали в тюрьмах в ожидании расстрела. Как это объяснить, я не знаю, этим должны заниматься специалисты, но опять же, все соответствует исторической правде.

А вот с кем авторы обходятся безжалостно, так это с партийной верхушкой тех времен. Перед нами свора политических карьеристов, фанатиков, просто садистов. Кто-то движим фанатичной преданностью партии, кто-то банальным желанием занять место повыше и потеплее. Кто-то проявляет холодную расчетливость, а кто-то обычную тупость и ограниченность. Когда наконец на экране появляется маршалл Жуков, чтобы навести во всем порядок, зал, кажется, даже зааплодировал, настолько бравый военный (пусть и несколько грубовато выведенный авторами) контрастирует с остальной партийной массой. Но при этом опять же, поднимайте документы и читайте, сколько доносов каждый написал друг на друга во время партийной борьбы, как единогласно принимались решения, чтобы через день их же заменить противоположными, принятыми так же единогласно. И прочее, прочее, что бурным потоком вылилось в книги и прессу еще не так давно, после распада СССР. То что оставалось за страницами официальных газет или потом вымарывалось задним числом (оцените кстати иронию финальных титров фильма). Вся мерзость подковерной борьбы за доступ к высшей должности в тоталитарной системе показана со всей ее неприглядностью. Когда выживают самые приспособленные, удобные, угождающие, ожидать среди них героев не приходится. Собственно, система, самим Сталиным и выстроенная, породила всех тех, кто остался при нем к моменту смерти и мы наблюдаем, как она себя ведет, когда наконец тиран уходит. Ходившие на задних лапках лизоблюды начинают просто грызть друг друга, чтобы сохранить свое высокое положение, выстраивая интриги, заговоры и прочие пакости против своих "товарищей". А простой народ становится заложником их недальновидных решений, что более чем наглядно показали в фильме.

При этом стоит отметить, что вся банда партийных негодяев отыграна на высшем уровне актерского мастерства. Даже в эпизодических ролях планка не снижается и каждый образ выведен талантливо и даже с любовью! Выделять кого-то отдельно не хочется, потому как даже при главной вроде бы роли Хрущева, он не перетягивает на себя экранное время и сюжет в целом, все действует именно в комплексе и все на своем месте. Равно как и более чем бережное восстановление эпохи, начиная от дачи вождя, заканчивая московскими улицами и коммунальными квартирами. Берите фотографии той поры, кинохронику, сравнивайте. Наверное где-то в деталях получится найти неточности, но они будут мелкими и несущественными. И вот все это работает превосходно. Фильм по большому счету не уморительная комедия с обилием шуток. Смех возникает как раз на грани несоответствия масштабных исторических декораций и мелочных разборок мелких людей, которым волей судьбы досталось их высокое положение. А фон-то на самом деле страшный и его ничуть не пытаются скрашивать. Все репрессии, расстрелы, тюрьмы, они не выводятся куда-то далеко, они присутствуют в кадре неумолимо и жестоко. Остается только порадоваться, что мы можем этот фон воспринимать не как повседневную реальность, а именно как фон к неплохой комедии. И что максимум эту комедию снимают с проката, а не расстреливают авторов и прокатчиков. Все-таки Сталин хоть и лежит еще в нашей коммунальной квартире и плохо пахнет, но уже мертвый, а это не так страшно. Надо просто организовать приличные похороны и закопать труп, потом сразу станет полегче. Можно начать с просмотра этого фильма, если религиозные чувства вам не мешают. Но если у вас любовь к Сталину и плохое здоровье одновременно, то аккуратно, а то можете ненароком рассмеяться сильнее допустимого, а это ведет к неприятным последствиям.
Tags: кино
Subscribe
promo veter_r_r february 6, 12:18 7
Buy for 10 tokens
В наше криптоаналитическое агентство часто поступают вопросы, как мы прокомментируем развитие рынка криптовалют, которое идет кстати совершенно в точности с нашим прогнозом, который мы давали еще тада! Дескать какие причины, факторы и прочее. Объясню это просто. В глобальном криптоказино, в которое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments