Vete® (veter_r_r) wrote,
Vete®
veter_r_r

Не хочу спать одна

кадр из фильма Не хочу спать однаЯ в такой растерянности.. только поймите меня правильно. Я собирался сейчас написать самую разгромную в своей жизни рецензию, чтобы предостеречь всех от возможной ошибки. Но сначала решил свериться с мировой кинематографической мыслью.. и тут у меня случилось помутнение сознания. Я еще никогда не был так близок к осознанию того факта, насколько же мало я понимаю в кино!

Оказалось, что вчера я смотрел "один из самых загадочных шедевров" "главного режиссера планеты". И совершенно не ценил этого факта. И вот пытаясь придать своим мыслям некое подобие стройности я приступаю к описанию фильма Не хочу спать одна.


Начнем, как водится, с сюжета. Фильм о матрасе. О матрасе, который с какой-то свалки приносят бездомные рабочие в свое временное жилище, один из них тщательно его отмывает, укладывает на него найденного без сознания китайца, укладывается рядом.. и тут я ловлю себя на мысли, что я только что рассказал первые 50 минут картины.

кадр из фильма Не хочу спать однаМанера режиссера Цай Минляна крайне эксцентрична. Он с тонкостью редкого киноэстета выстраивает кадр, подбирает ракурс, затем наспех ставит свет, прибивает камеру гвоздями и снимает план на две-три минуты. Причем эти две минуты в кадре может лежать парализованный человек, а под ним чуть колыхаться от ветра простыня. Или в кадре будет узкий переулок, по которому будет идти к нам человек в полутьме. Две минуты идти. В полутьме. Чуть пошатываясь. Две минуты.

Да, в фильме есть вторая сюжетная линия. Линия девушки, которая ухаживает за парализованным человеком. Обмывает его, меняет белье.. каждый план все те же две-три минуты, не меньше.
Линии пересекутся, потому что девушка не хочет спать одна, обнимая диванный валик. А бездомный китаец, который может и говорить-то не умеет, между матрасом с клопами и диванным валиком выберет диванный валик, но это я уже забегаю во второй час фильма.

Кстати, бездомного китайца, который ничего не говорит и парализованного человека с аппаратом искусственного дыхания играет один и тот же актер, только с разными прическами. Любовник главного режиссера (но про это я молчу, мы же не гомофобы, да?). Да и название фильма переведено не слишком удачно, потому как в оригинале нет половой принадлежности, ведь одна не хочет спать не только девушка, но и немногословный владелец матраса (по слухам весьма набожный актер, который гордо отказался от гомосексуальной постельной сцены).
Все это происходит на фоне совершенно крышесрывающей малайской музыки с текстом "если бы не ты, любимая сестра, я бы улетела в чрево аллигатора". Кстати, о наркотиках: что было в двух пакетах, один с чем-то красным, а другой с чем-то зеленым, режиссер не считает нужным объяснять. Давайте будем думать, что это были витамины.

Режиссер вообще многое не считает нужным. Например диалоги. Ну кому они нужны? Они же только отвлекают зрителя от главного: от вида сзади на бездомного китайца, справляющего малую нужду. План длиной пять минут, не меньше. Поэтому имена героев мы можем узнать только из титров. Герои не обращаются друг к другу по имени. Они вообще друг к другу не обращаются.

Кстати, я тут кадры из фильма набросал, пусть они не вводят никого в заблуждение. В фильме нет этой богатой гаммы и эстетики 3d-шутера. Разве что 3d-шутера на очень плохой видеокарте.кадр из фильма Не хочу спать одна Промо-кадры либо снимались отдельно, либо прошли солидную обработку в фотошопе. Почти все планы в фильме мутные, затемненные, блеклые. Но где-то после середины ленты Цаю показалось этого мало. Зритель все еще может что-то рассмотреть. Поэтому на сцену выходит новый герой в виде дыма от горящих тропических лесов, который застилает город. И все надевают респираторы, чтобы облегчить дыхание. И герои пытаются заниматься любовью в респираторах. Это очень романтичный ход, но ничего не получается, потому что дышать нечем..

А теперь попытаюсь разобраться, почему фильм никак не зацепил меня, но стал абсолютным шедевром для кинообщественности.
Любопытный факт: во время показа будущего шедевра на Венецианском фестивале, где фильм изначально считался фаворитом, в зале многие просто взяли и заснули, наплевав на высокое искусство. Чтобы замять скандал, жюри решило никаких призов картине не давать. Цай, говорят, обиделся. Зато критики затем подняли картину до небес.
Читая отзывы о фильме, я ловил себя на мысли, что пишут в основном люди, чье понимание кинематографа на три уровня глубже моего. Они видят несколько слоев философских подтекстов в каждой сцене картины, проводят параллели с Фон Триером, Антониони, Ким Ки Дуком. Последнее сравнение меня даже уязвило. Я не слишком большой любитель и знаток великого датчанина, но вот великого корейца я знаю почти наизусть. И его медитативный, затянутый стиль я очень люблю и ценю. При желании я даже могу найти какие-то параллели со странными героями его Острова. Но снять фильм без действия, без строгой линии повествования, без сочнейших кадров для маэстро Ким Ки Дука было бы слишком непозволительной роскошью. На мой взляд настоящего мастера отличает беззаветная любовь к кино. И она не позволит разбрасывать бесценные кинокадры по углам недостроенных зданий где-то в Малайзии. И рыбачить в затопленном подвале тоже не позволит, даже если во время рыбалки на плечо герою присядет мотылек, от чего забьются в восторге критики всего мира.кадр из фильма Не хочу спать одна

Кстати, уважаемые критики так и не пришли к единому мнению, кто же кем приходится в картине, кем работает и так далее. Но восторгам это не мешает. В список главных героев записали даже полотенце, которое повязывает несчастному китайцу его сосед по матрасу. А от любви в респираторах у рецензентов образовался массовый экстаз, сцена (совершенно беспомощная в своей глупости и антихудожественности) признана чуть ли не лучшей любовной сценой в мировом кинематографе и (это не каламбур!) свежим дыханием.. тут и комментировать не хочется.


В общем, вердикт будет такой: если вам нравится любовь в респираторе и вас не коробит процесс созерцание раздетого любовника режиссера на протяжении ста с лишним минут, а процесс вымывания беспомощных людей вызывает у вас восторг (кинематографический и эстетический), вы наизусть знаете всю классику мирового арт-хауса, а голливудский глянец вам приелся до оскомины, бегом на новый загадочный шедевр Цай Минляна. Только вот знающие люди еще утверждают, что предварительно вам надо посмотреть предыдущие семь картин режиссера, иначе некоторые глубинные смыслы матраса от вас ускользнут.
Если же все-таки вы предпочитаете хорошо поставленный свет, хоть какой-то сюжет и любовь без респираторов, то плюньте на всех этих разрекламированных критиков и спокойно пропустите этот шедевр, который рассчитан явно на внутреннее употребление. Иначе недалеко до полета в глубь чрева аллигатора.
Tags: 4x4, кино, киноформат, рецензии
Subscribe
promo veter_r_r february 6, 12:18 7
Buy for 10 tokens
В наше криптоаналитическое агентство часто поступают вопросы, как мы прокомментируем развитие рынка криптовалют, которое идет кстати совершенно в точности с нашим прогнозом, который мы давали еще тада! Дескать какие причины, факторы и прочее. Объясню это просто. В глобальном криптоказино, в которое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments